Система «Стабилоплан-1»

 

Система «Стабилоплан-1» предназначена для авто­матического и дистанционного управления ковшом скрепера с гидравлическим приводом. Улучшение пла­нирующих свойств скрепера достигается за счет стаби­лизации в автоматическом режиме углового положения ковша скрепера относительно горизонта в продольной плоскости. Система может быть использована как при планировке путем срезания грунта, так и при планировке путем подсыпки грунта.

Система «Стабилоплан-1» включает в себя датчик углового положения маятникового типа, пульт и блок управления, электрозолотник и источник питания (ак­кумулятор).

Электрическая схема системы «Стабилоплан-1а содержит чувствительный и усилительный элементы и цепь переключения управления ковшом с автоматического режима на дистанционный и обратно. Чувствительный элемент построен в виде электрического моста, в плечи которого включены потенциометр датчика и задающий потенциометр, а в диагональ - поляризованное реле РП. Сопротивление R3 позволяет регулировать чувствительность системы.

Усилительный элемент собран на транзисторах, работающих в ключевом режиме. В цепь эмиттеров этих транзисторов включены электромагни­ты реверсивного электрогидрозолотника. Кнопка К служит для перехода на автоматический режим управления. Дистанционное управление ковшом осуществляется с помощью ключа КЛ. В режиме ди­станционного управления движок потенциометра отключается от мостовой схемы н. з. контактом Р2 реле Р.

Тумблер 2В служит для настройки системы. При его переключении к контактам реле РП подключается сигнальная лампа Л2, которая гаснет при установке датчика в исходное нулевое положение, соответствую­щее положению ручки задатчика R2 требуемого уклона.

Режим дистанционного управления осуществляется пультом управления. После включения тумблера 1В «питания» зажигается сигнальная лампа Л, срабаты­вает электромагнит арретира ЭА, освобождая маятник датчика от стопорения, и подается питание на схему. При включении ключа КЛ в сторону желаемого пере­мещения ковша скрепера через контакт кнопки л. включается реле Р и самоблокируется с помощью контакта P. Н. з. контакт этого реле Р2, размыкаясь, отключает потенциометр датчика угла от диагонали чувствительного элемента схемы. Через контакты клю­ча КП и сопротивление Rs питание подается на реле РП при срабатывании которого замыкаются его кон­такты РПа или РЯЛ в результате чего отрицательный потенциал подается на базу транзистора. Транзистор отпирается, и срабатывает электро­магнит реверсивного золотника, что при­водит к перемещению ковша скрепера до тех пор, пока включен ключ КЛ.

Для перехода с дистанционного управления на ав­томатическое необходимо нажать кнопку К, реле Робесточивается и через контакт Р2 включает потенцио­метр Ri в диагональ мостовой схемы.

При больших отклонениях маятника (выше предела порога чувствительности) срабатывает реле РП и за­ключает контакты РПл или РЯП. В результате, так же как и при дистанционном управлении, включается гидропривод, перемещающий ковш скрепера в сторону уменьшения рассогласования. Привод выключается, когда рассогласование уменьшается до величины, при которой напряжение в диагонали моста становится равным порогу отпускания катушки реле РП.

Гидравлическая схема автоматизированного скре­пера приведена на рис. 35,6. Гидросистема состоит из основной и дополнительной частей. Основная часть включает бак, гидронасос, распределитель с ручным управлением, гидроцилиндры управления задней стен­кой, заслонкой и подъемом ковша и фильтра. Допол­нительная часть, предназначенная для реализации ав­томатического режима управления, содержит насос, золотник с электрогидравлическим управлением, пре­дохранительный и обратный (с дросселем) клапаны.

При отсутствии электрическо­го управляющего сигнала на маг­нитах золотника рабочая жид­кость, нагнетаемая насосом, че­рез золотник и фильтр возвра­щается в бак. В этом случае по­ложением ковша можно управ­лять с помощью ручного распре­делителя.

При поступлении управляю­щего сигнала на электромагниты золотника управления он пере­мещается в одно из крайних по­ложений, и рабочая жидкость поступает от насоса в полости гидроцилиндра подъема ковша.