Опалубки бывают деревянные, металлические

 

В настоящее время количество бетонной смеси, укладываемой в опалубку за год, достигает 112— 114 млн. м3.

Опалубки бывают деревянные, металлические, желе­зобетонные, армоцементные, металлосетчатые, пласт­массовые, стеклоцементные, а также деревометалличе­ские, состоящие из дерева и стали. Последние изготов­ляются в тех случаях, когда требуется усилить элемен­ты деревянной опалубки и продлить срок их службы.

Деревянные опалубки устраивают из круглого и пи­леного леса, а также из клееной фанеры, древесноволок­нистых и древесностружечных плит. Наибольшее приме­нение находит древесина хвойных пород — сосны, ели, лиственницы, а из лиственных — березы ольхи. Влаж­ность пиломатериалов, используемых для опалубки, не должна быть более 25%: сильно увлажненная древе­сина при усушке может вызвать коробление элементов опалубки. Внутреннюю поверхность деревянной опа­лубки целесообразно покрывать минеральным либо от­работанным машинным маслом, что предохраняет ее от увлажнения.

Несущие элементы формы (стойки высотой более 3 м и прогоны), а также элементы оборачиваемой опа­лубки следует изготовлять только из древесины хвой­ных пород не ниже третьего сорта. Ширина досок опа­лубки, непосредственно прилегающих к бетону, должна быть не более 150 мм.

Клееную фанеру применяют для опалубки криво­линейных конструкций, а также для обшивки деревян­ных и металлических каркасов опалубочных форм. Фа­нера должна быть водостойкой.

Из листовой, фасонной и сортовой стали выполняют инвентарные и многократно оборачиваемые опалубки. Для несущих элементов опалубки используют сталь не ниже марки Ст.3. Внутреннюю поверхность опалубки, соприкасающуюся с бетоном, покрывают минеральным или отработанным машинным маслом, предохраняющим металл от коррозии. Все остальные металлические части опалубки окрашивают масляной краской.