Металлическая разборно-переставная опалубка

 

Металлическая разборно-переставная опалубка не получила пока широкого распространения ввиду высо­кой стоимости и дефицита металла. Такая опалубка состоит из щитов, выполненных из листовой стали тол­щиной 1,5—2 мм, которые привариваются к установ­ленным по контуру уголкам. Между собой щиты соеди­няются на болтах либо с помощью зажимов.

Разборно-переставная опалубка, а также поддержи­вающие ее леса и крепления должны конструироваться и сооружаться таким образом, чтобы при разборке бо­ковые щиты колонн, балок, прогонов и т. д. можно было снимать независимо от других элементов опалубки. При этом леса и крепления, применяемые для поддержания опалубочных форм, должны допускать поэтажную (поярусную) перестановку опалубки. Поддерживающие элементы разборно-переставной опалубки необходимо устанавливать на приспособления для раскружаливания.

Скользящая (подвижная) опалубка состоит из двух стенок высотой 1,2—1,3 м, расстояние между которыми равно толщине стены возводимого сооружения. Стенки опалубки набирают из досок (клепок) шириной не более 120 мм. Их крепят гвоздями к кру­жалам. В свою очередь кружала скрепляются с П-образными домкратными рамами, жестко соединяющими между собой обе стенки. Поверхность досок опалубки, соприкасающаяся с бетоном, должна быть гладко ост­роганной. Доски пропитывают олифой либо отработан­ным машинным маслом.

В качестве подъемных устройств применяют гидрав­лические или электрические домкраты, устанавливаемые на П-образных рамах. Использование ручных домкратов допускается только при строительстве нетиповых сооружений, не требующих большого коли­чества домкратов. Через полость винта домкрата про­ходит стальной стержень диаметром 22—25 мм, называ­емый домкратным, который по мере возведения сооружения все время наращивается. Другим концом домкратный стержень входит в массив бетонируемой конструк­ции, где и остается в качестве нерасчетной арматуры. В нижней части домкрата имеются зажимные плашки, которые с помощью пружин жестко закрепляют его на опорном стержне. Вращая винт домкрата, добиваются подъема неподвижно закрепленной на П-образной домкратной раме гайки, через которую проходит полый домкратный винт. Вместе с винтом поднимается домкратная рама, а с ней и вся опалубка. При синхронной работе домкратов опалубка поднимается вверх равно­мерно и без перекосов.