Планировка откосов насыпей, плотин и каналов

 

После выполнения основных земляных работ откосы автомобильной и железнодорожной насыпи, земляной плотины, дамбы или выемки канала резко отличаются от заданного профиля.

 

Откосы насыпей имеют волнистую поверхность, а ее крутизна почти никогда не соответствует заданной. Так как между основными земляными работами и ра­ботами по отделке сооружений промежуток времени обычно бывает достаточно длительным, то для предо­хранения сооружения от влияния атмосферных факто­ров поверхность откосов, гребней, берм и днища защи­щается слоем грунта толщиной до 50 см, который сни­мается при окончательной отделке сооружений.

Кроме чисто эстетических требований планировка несет еще и существенные технологические функции. Так, в каналах планировка снижает шероховатость по­верхности откосов и увеличивает пропускную способ­ность канала. Кроме того, спланированное сооружение обеспечивает сток атмосферных вод без разрушения поверхности.

Технология производства работ по планировке от­косов, насыпей и выемок, а также полунасыпей и полувыемок предъявляет особые требования к средствам их исполнения.

За последние годы появилось большое число машин для откосопланировочных работ. Эти машины можно классифицировать по признакам технологического ис­пользования и по отличительным конструктивным признакам.

Различают следующие способы производства пла­нировочных работ:

при заложении откоса 1:3 и положе зачистные ма­шины движутся по плоскости откоса (по уклону);

при заложении откоса круче 1:3 и длине более 6 м зачистная машина движется по бровке или по основа­нию откоса.

Планировка откосов с заложением 1:3 и положе, как правило, выполняется землеройными машинами общего назначения, такими, как бульдозеры, автогрей­деры и др. В современном строительстве такие откосы в общем объеме занимают незначительную часть.