Планировка откосов многоковшовыми экскаваторами

 

На строительстве Волго-Донского канала широко приме­нялись многоковшовые экскаваторы для зачистки и от­делки откосов. Такие же экскаваторы применялись на строительстве канала Днепр — Кривой Рог.

 

Схема многоковшового экскавато­ра. Экскаватор приспособлен как для верхнего, так и для нижнего копания и таким образом, имея ковшовую раму длиной 12 м, экскаватор может планировать откос длиной 24 м. Экскаватор передвигается по железнодо­рожным путям, которые перекладываются по мере от­делки участка. При ширине железнодорожного пути, по которому передвигается экскаватор, 2,1 м ширина пло­щадки для хода экскаватора при нижнем копании должна быть не меньше 4 м, при верхнем копании не ме­нее 6 м. В зависимости от габаритов сооружения преду­сматривается зачистка откосов экскаваторами как при верхнем, так и нижнем копании почти во всех случаях с применением конвейера, с последующим разравнива­нием откинутого конвейером грунта грейдером или буль­дозером. Экскаватор может транспортировать грунт не­посредственно в самосвалы через бункер. Как показал опыт применения экскаваторов на планировочных рабо­тах подготовка под укладку рабочих путей и сама ук­ладка должны выполняться очень тщательно. Железно­дорожный путь должен быть расположен на определенном расстоянии от бровки, хорошо отрихтован и выров­нен по высоте. Всякие неровности пути как по высоте, так и в плане естественно вызывают волнистость отко­са. При хорошей подготовке пути спланированный экска­ватором откос не требует дополнительной отделки. Же­лезнодорожный ход должен быть выполнен на экскава­торе так, чтобы рельсы служили копиром при его работе. Подготовка полотна под укладку рабочих путей ведется бульдозером, и этот же бульдозер используется в качест­ве тягача для перемещения рельсов при переходе в сле­дующий забой, для планировки отвалов и частичной планировки и подготовки забоя для зачистки его экска­ваторами. Пути укладывает бригада из 6 человек только в дневную смену. Бригаде придается бульдозер для вспо­могательных работ.

Установлено, что наивысшая производительность эк­скаватора достигается в тех случаях, когда набор грунта осуществляется по всей длине ковшовой рамы при ров­ной поверхности забоя.