Различают два вида внутрицехового горизонтально­го транспорта

 

Учитывая, что производственные процессы непрерывно совершенствуются, необходимо периодически из­менить объемно-планировочную структуру здания, по­этому, чтобы избежать трудоемких и дорогостоящих ра­бот по реконструкции здания, используют универсаль­ные, или «гибкие» (с точки зрения легкой приспосабли­ваемости к различным технологическим процессам) здания. Особенность таких зданий — круп­норазмерная сетка колонн, единая высота пролетов.

В зависимости от требований технологического про­цесса промышленные здания могут быть оснащены подъемно-транспортным оборудованием для перемеще­ния различных материалов, полуфабрикатов, изделий и готовой продукции внутри цеха.

Различают два вида внутрицехового горизонтально­го транспорта: надземный и напольный (или наземный). К первому виду транспорта относят мостовые, консольные и подвесные краны, монорельсовые тельферы, под­весные конвейеры и др. Напольный транспорт — это же­лезнодорожные вагоны широкой и узкой колеи, козло­вые краны, автомобили, электрокары, автопогрузчики, ленточные конвейеры, установленные на полу, и др.

В качестве вертикального транспорта применяют лифты, нории, элеваторы.

Мостовые краны перемещают тяжелые грузы горизонтально и вертикально, при этом полезная площадь здания не уменьшается. Основная часть мос­тового крана — мост, который образуют две или четыре параллельно поставленные стальные фермы. Опоры ферм соединены между собой поперечными стальными балками и снабжены колесами (катками). При помощи механизма передвижения кран перемещается вдоль це­ха по рельсам, уложенным на подкрановых балках, которые опираются на колонны каркаса здания. Каждый механизм мостового крана приводится в действие отдельным электромотором. Управление механизмами со­средоточено в специальной кабине крановщика, подвешенной к мосту крана. При массе транспортируемых грузов до 5 тонн применяют подвесные краны.Они передвигаются на катках по нижнним полкам стальных направляющих балок,подвешенных к несущим конструкциям покрытия.По нижней полке подвесного крана поперек пролета здания передвигается электроталь.

В универсальных цехах широко применяют наполь­ный транспорт. Это позволяет облегчить каркас здания, освободив его от крановых нагрузок, но требует увеличения площади цеха для проезда напольных кранов, погрузчиков и т. д.