Стальные подкрановые балки

Наиболее просты в изготовлении и монтаже, менее чувствительны к осадкам опор стальные разрезные под­крановые балки. Неразрезные подкрановые балки тре­буют меньшего расхода стали и создают лучшие усло­вия для эксплуатации крановых путей.

При кранах малой грузоподъемности (до 5 т) при шаге колонн 6 м подкрановые балки изготовляют из про­катного двутавра с усилением верхнего пояса для луч­шего восприятия горизонтальных тормозных усилий. Наиболее распространены сварные подкрановые балки сплошного сечения из стального листа. Высоту балок сплошного сечения прини­мают от 650 до 2050 мм с градацией через 200 мм. Стенки балок усиливают двусторонними поперечными ребрами жесткости. В большепролетных балках, при отношении высоты стенки к ее толщине, равном 160 и более, предусматривают также и продольные ребра жесткости.

Выступающие торцовые ребра балок опираются на консоли или крановые площадки колонн. Балки к колоннам крепят болтами и планками. Между собой балки соединяются бол­тами.

Для мостовых кранов с тяжелым режимом работы вдоль путей на уровне верхней полки подкрановой бал­ки делают площадку шириной не менее 0,5 м. Конструк­ции площадки используют в качестве элементов гори­зонтальной тормозной балки. Тип рельсов и их крепление обусловливаются грузоподъем­ностью, режимом работы и конструкцией ходовых колес крана.

Неподвижное крепление рельса к балке с помощью сварки применяют только для кранов с легким режимом работы грузоподъемностью до 30 т. Как правило, рельс крепят к балке подвижно на специальных болтах и накладках, допускающих выправление (рихтовку) рель­сового пути.

Стальные пути подвесного транспорта выполняют из специальных двутавровых балок и крепят к стропиль­ным конструкциям или ригелям покрытий. При внеузловом креплении подвесного пути в стропильных фермах устраивают дополнительные раскосы-подвески или гори­зонтальные элементы, передающие нагрузку на два ближайших узла фермы.