Планировка откосов при помощи экскаваторов типа драглайн

 

В практике строительства крупных каналов (например, канал Северный Донец—Донбасс) при от­делке глубоких частей канала широко применялись пла­нировочные ковши, укрепляемые на экскаваторах. Пла­нировочные ковши обычно изготовляются на ремонтно-механических заводах (или в мастерских) строительства.

Днище ковша трапецеидальной формы, к нему при­вариваются две боковые и задняя стенки. Сверху бо­ковые стенки скрепляются коромыслом из полосовой стали, в центре которого зачаливается подъемный канат. Режущим органом ковша является нож скрепера Д-183, приваренный к передней кромке днища ковша под углом 3—5°. К задней части ковша и к передней кромке боко­вых стенок привариваются проушины для цепей, поддер­живающих ковш и определяющих его положение в про­странстве.

Планировка дна канала ведется при помощи бульдо­зеров. Недоборы грунта на откосах канала примерно до половины их глубины снимаются экскаваторами-дра­глайнами с обычным ковшом. Далее ковшом -планировщиком осуществляется зачистка откосов до проектного профиля со снятием оставшегося недобора от промежу­точной бермы до дна канала. Промежуточные бермы вы­резаются вручную. Корыта для подготовки под облицов­ку разрабатываются обычным ковшом экскаватора-драг­лайна. Окончательная профилировка откосов в его верхней части выполняется при помощи ковша-планиров­щика. Планировка откосов этим способом весьма эко­номична. Стоимость одного кубометра грунта, снятого при планировке на строительстве канала Северный До­нец— Донбасс, не превышала 18 коп.

Необходимо указать, что планировка откосов ковша­ми-планировщиками отличается сравнительной неточ­ностью: перебор грунта может достигать 5 см. Если в среднем перебор грунта составляет 2 см, то это увеличи­вает толщину щебеночной подготовки при облицовке от­коса, а следовательно и повышает его стоимость. Так, на строительстве канала Северный Донец — Донбасс не­точность планировки увеличила стоимость планировоч­ных работ до 43 коп. на 1 м3 грунта, снятого при плани­ровке.

Из приведенных данных следует, что конструктивные особенности одноковшовых экскаваторов, бульдозеров и скреперов не позволяют доводить разработку русла ка­нала до его проектных очертаний. Некоторый недобор необходимо оставлять в качестве защитного слоя, так как разрыв во времени между окончанием земляных ра­бот и началом работ по креплению откосов иногда дос­тигает нескольких недель, поэтому все земляные работы по разработке канала делятся на два этапа: черновую разработку выемок с оставлением защитного слоя тол­щиной около 40—60 см и окончательную зачистку и от­делку русла канала.