Конструктивные схемы

Большинство многоэтажных промышленных зданий строят с полным каркасом и с навесными или самонесу­щими стенами. Отдельные малоэтажные здания с незначительными нагрузками на перекрытия можно возводить с неполным каркасом и с несущими стенами.

Каркас может быть выполнен из стали или железо­бетона. Применение дорогостоящего и металлоемкого стального каркаса должно быть обосновано сжатыми сроками возведения, труднодоступным районом стро­ительства, неунифицированными параметрами здания, специальными требованиями к габаритам колонн и ри­гелей и т. д.

Каркас из железобетона наиболее долговечен, огне­стоек и экономичен. Монолитный железобетонный кар­кас для строительства многоэтажных зданий возводят редко из-за высокой трудоемкости и значительного рас­хода пиломатериалов на опалубку. Однако возможность получения разнообразных архитектурных форм, высо­кая жесткость и устойчивость при меньшем, по сравне­нию со сборным вариантом, расходе стали и бетона делают возведение монолитного железобетонного кар­каса в ряде случаев оправданным, особенно для южных сейсмических районов.

Подавляющее большинство многоэтажных зданий строят со сборным железобетонным каркасом.

Пространственная жесткость здания может быть обеспечена рамами, имеющими жесткие стыки колонн и ригелей, — рамная схема, связями — диафрагмами жесткости, при установке которых может быть использовано шарнирное опирание ригелей на колонны, — связевая схема или благодаря сочетанию рам и связей —диаф­рагм жесткости — рамно-связевая схема.

Рамная схема обеспечивает наибольшую свободу планировки здания и применяется, как правило, при строительстве многоэтажных промышленных зданий вы­сотой до пяти этажей.