Дюралюмины обладают сравнительно высокой проч­ностью

 

Дюралюмины обладают сравнительно высокой проч­ностью. Прочность их, как и некоторых других марок алюминиевых сплавов, может быть увеличена термиче­ской обработкой (закалкой). В обозначение марки термически обработанного сплава вводят букву Т, напри­мер Д1-Т. Предел прочности сплава Д16-Т колеблется от 40 до 52 кгс/мм2 (400—520 МПа) и относительное уд­линение 13%. Для отожженного дюралюмина Д16-М предел прочности будет значительно ниже — 23 кгс/мм2 (230 МПа).

Сплав Д1 содержит, %: меди 4 и магния 0,6. Терми­чески обработанный Д1-Т имеет следующие прочностные характеристики: предел прочности 36 кгс/мм2, предел текучести 22 кгс/мм2 и удлинение 12%.

Дюралюмины плохо свариваются, поэтому их приме­няют в клепаных конструкциях.

Сплавы алюминия с кремнием и магнием. К этим сплавам относится так- называемый авиаль, обозначае­мый АВ. Его состав, кроме алюминия, %: кремний 0,9; магний 0,7; медь 0,4; марганец 0,25.

Прочностные характеристики термически обработан­ного авиаля АВ-Т1: предел прочности 28—33 кгс/мм2, предел текучести-23—28 кгс/мм2 и относительное удлинение 12%. Авиаль достаточно пластичен, хорошо свари­вается и хорошо сопротивляется коррозии.

Высокопрочные сплавы. В их состав входят алю­миний, цинк, медь, марганец. Прочностные характери­стики этих сплавов значительно выше, чем у перечислен­ных, но пластические свойства намного ниже: предел прочности 50—55 кгс/мм2, предел пластичности 40— 45 кгс/мм2-и относительное удлинение 6% (для марки В95-Т1).

Как уже отмечалось, прочностные характеристики алюминиевых сплавов можно повысить термической об­работкой. Упрочнение сплава можно достичь также нагартовкой (вытяжкой). В этом случае в марку сплава добавляют букву Н.

Как было отмечено выше, алюминиевые сплавы при­меняют в основном в ограждающих конструкциях (пане­ли для стен, витражи, щиты кровель и др.). Однако бла­годаря ряду преимуществ перед сталью, в первую оче­редь таких, как легкость и более высокая коррозиестойкость, весьма целесообразно из алюминиевых сплавов изготовлять конструкции большепролетных зданий, в которых вес конструкций покрытий является основной на­грузкой; в конструкциях, возводимых в труднодоступных районах, в подвижных конструкциях и др.

Более широкое распространение алюминиевых спла­вов в строительных конструкциях сдерживается пока вы­сокой их стоимостью.