Сварной шов соединения встык

 

Сварной шов соединения встык по отношению к оси свариваемых элементов может быть прямым (перпенди­кулярным) или косым. Пря­мые швы проще и менее трудоемки в изготовлении, а также экономичнее. Их следует применять во всех сжа­тых, а также в растянутых или изгибаемых элементах, если напряжения в них не превышают установленных нормами расчетных сопротивлений при растяжении.

В начале шва при сварке образуется непровар, а в конце — кратер, из-за чего длина шва оказывается мень­ше ширины свариваемого листа на 10 мм. Наличие непровара и кратера вызывает также концентрацию на­пряжений, поэтому рекомендуется швы встык выводить на подкладки, которые после сварки об­резают. В таком случае длина шва равна ширине листа.

Расчетное сопротивление сварного шва, выполненно­го встык с помощью ручной сварки, при работе элемента на растяжение ниже расчетного сопротивления основного металла, поэтому для получения рав­нопрочного соединения шов следует располагать под уг­лом к продольной оси элемента. Угол на­клона шва должен быть не более 60°.

Угловые швы. При сваривании элементов, располо­женных в разных плоскостях, например, внахлестку или под углом, образуются угловые или валиковые швы.

Наиболее часто выполняют так называемый нормаль­ный угловой шов, имеющий в сечении равнобедренный треугольник с катетами hm. Наплыв метал­ла делают около 0,1 hm.

Для соединений, воспринимающих динамические или вибрационные нагрузки, применяют пологие валиковые швы с увеличенной стороной (катетом) по направлению действия усилия до 1,5 и даже до 2hm. Та­кие швы, особенно с вогнутой поверхностью, позволяют снизить концентрацию напряжений в соедине­нии, что очень важно при его работе на динамические и вибрационные нагрузки.