Классификация арматуры

По своим основным характеристикам арматура де­лится на классы: стержневая горячека­таная—A-I, A-II, A-III, A-IV, А-V; стержневая термо­упрочненная Ат-IV, Aт-V, Aт-VI; проволочная В-I, Bp-I (обыкновенная арматурная проволока), B-II, Вр-II (высокопрочная проволока).

Семипроволочные арматурные канаты, диаметр которых равен трем диаметрам составляющих проволок, составляют класс К-7.

В качестве ненапрягаемой арматуры железобетонных конструкций обычно применяют стержневую арматуру классов А-III и A-II, а также обыкновенную проволоку класса В-I в сварных сетках и каркасах. Гладкие стерж­ни класса А-I используют в основном в качестве мон­тажной арматуры. Напрягаемой арматурой в предвари­тельно-напряженных конструкциях служат высокопроч­ная проволока классов B-II и Вр-11 и изделия из нее в виде канатов и пучков, а также стержневая арматура классов A-IV, A-V, Ат-IV, An-V и An-VI.

 Сцепление арматуры с бетоном

Сцепление бетона с арматурой, как сказано выше, обеспечивает их совместную работу в железобетонном элементе. Выдергиванию (или продавливанию) стержня, заделанного в бетон, препятствуют в ос­новном неровности и выступы на его поверхности. Смеще­нию стержня препятствуют также его сцепление (склеи­вание) с цементным раствором и силы трения, которые возникают на поверхности стержня при обжатии его твердеющим бетоном (в процессе усадки).

Арматура периодического профиля намного лучше сцепляется с бетоном, чем гладкая. При прочих равных условиях сцепление сжатых стержней с бетоном лучше, чем растянутых, так как поперечные деформации сжато­го стержня способствуют увеличению сил трения. Сцеп­ление растянутых стержней с бетоном тем больше, чем меньше их диаметр, так как с уменьшением диаметра возрастает отношение периметра стержня к его площади. Это позволяет применять высокопрочную тонкую прово­локу для предварительно-напряженных конструкций без специальных анкерных устройств.

В железобетонных конструкциях арматуру следует располагать на некотором расстоянии от их наружной поверхности, чтобы вокруг нее образовался защитный слой из бетона. Защитный слой обеспечивает необходи­мое сцепление арматуры с бетоном, предохраняет арма­туру от коррозии, а также от быстрого нагревания при действии на конструкцию высоких температур. Толщина защитного слоя установлена нормами на основании опы­та эксплуатации железобетонных сооружений. Защитный слой продольной рабочей арматуры должен быть не ме­нее диаметра стержня и не менее следующих размеров: 10 мм — в плитах и стенках толщиной < 10 см; 15 мм — в плитах и стенках толщиной > 10 см, а также в балках и ребрах высотой <25 см; 20 мм — в балках и ребрах высотой 25 см, а также в колоннах; 20—25 мм —в конструкциях из бетона на пористых заполнителях при проектной марке М 100 и ниже, а также в конструкциях из ячеистых бетонов; 30—70 мм — в фундаментах.

Для поперечной и распределительной арматуры за­щитный слой должен быть не меньше 10 мм при h<25см и не меньше 15 мм при h>25 см; для торцов арматурных стержней —10—20 мм.