Для повышения прочности бетона на местное сжатие

 

При натяжении арматуры на бетон можно также ис­пользовать электротермический способ: удлиненные благодаря нагреву стержни закрепляются по торцам в анкерных устройствах; при остывании стержни стремят­ся укоротиться и через анкеры обжимают бетон.

Для повышения прочности бетона на местное сжатие у торцов элемента устанавливают поперечные сетки. Сцепление арматуры с бетоном создается в результате последующего заполнения канала цементным раствором или мелкозернистым бетоном проектной марки не менее М 300, нагнетаемым под давлением через отверстия в концевых анкерах или через специальные отводы, распо­ложенные по длине канала через 10—12 м. Такое запол­нение каналов раствором или бетоном называется инъе­цированием.

Если напрягаемая арматура располагается с внешней стороны элемента, то ее натяжение с одновременным обжатием бетона выполняют навивочными машинами (непрерывное армирование), механическим или элек­тротермическим способами. Чтобы обеспечить сцепле­ние арматуры с бетоном и предохранить ее от коррозии, на поверхность элемента после натяжения арматуры под давлением наносят защитный слой (торкретный слой) цементного раствора или мелкозернистого бетона проек­тной марки не менее М 150. Эта операция называется торкретированием.

Натяжение арматуры на упоры в заводских услови­ях является более индустриальным, чем натяжение на бетон, поэтому первый способ изготовления предвари­тельно-напряженных элементов применяется более ши­роко. Натяжение арматуры на бетон позволяет созда­вать крупногабаритные предварительно-напряженные конструкции из отдельных сборных элементов: балку длиной 24 м можно изготовить из отдельных 6-метровых блоков. В конструкциях, изготавливаемых с натяжением на упоры, должно быть обеспечено надежное сцепление арматуры с бетоном, поэтому в таких конструкциях обыч­но применяют стержни периодического профиля или вы­сокопрочную проволоку тоже периодического профиля.