Для стержневой арматуры и канатов при натяжении на бетон анкерами могут служить цанговые зажимы

 

Для стержневой арматуры и канатов при натяжении на бетон анкерами могут служить цанговые зажимы, а для стержней — также высаженные головки. Если на конце напрягаемого стержня выполняют нарезку спосо­бом наката (без ослабления сечения) или приваривают контактной сваркой коротыш большого диаметра, снабженный нарезкой, то стержень анкеруют завинчиванием гайки. Имеются и другие типы анкер­ных устройств.

В качестве напрягаемой арматуры предварительно­напряженных элементов длиной до 12 м рационально использовать стержневую арматуру классов Ат-VI и Ат-V. Возможно также применение проволочной армату­ры классов B-II, Bp-II, К-7 и стержневой — классов A-V, Ат-IV, A-IV. При длине элементов более 12 м стержне­вую арматуру приходится при заготовке сваривать, поэ­тому предпочтение следует отдавать проволочной арма­туре классов B-II, Bp-II, К-7, которая поставляется в бухтах и, следовательно, может иметь любую нужную длину. Можно также использовать стержневую армату­ру классов А-V и A-IV. Она может быть сварена в стержни необходимой длины. Ниже в табл. XXII.1 при­ведена минимальная проектная марка бетона, которую следует назначать при применении арматуры различных классов.

Предварительное напряжение в железобетонных кон­струкциях может быть создано в результате применения при изготовлении бетонов напрягающего цемента. Бетон на напрягающем цементе при твердении увеличивается и объеме и вследствие сцепления с арматурой растяги­вает ее. Так как арматура препятствует свободному расширению бетона, в нем возникают сжимающие напря­жения, поэтому конструкции, изготовленные на напря­гающем цементе, называют самонапряженными.

Применение напрягающего цемента позволяет отка­заться от натяжных приспособлений для натягивания арматуры и создавать предварительное напряжение в конструкциях сложной формы.

При расположении арматуры в элементе в двух на­правлениях в нем создается двухосное предварительное напряжение, а в конструкциях, имеющих большую протяженность и высоту, — трехосное.

Самонапряженный железобетон сейчас применяют для устройства дорог и аэродромных покрытий. По ме­ре увеличения выпуска напрягающего цемента и улучшения его напрягающих свойств он все шире, будет при­меняться в железобетонных конструкциях различных ти­пов.