У машин с рабочим органом, расположенным между передним и задним ходовыми устройствами

 

У машин с рабочим органом, расположенным между передним и задним ходовыми устройствами (грейдеров и автогрейдеров, грейдер-элеваторов, скреперов, длин­нобазовых планировщиков орошаемых полей и др.), планировочный орган в процессе работы воспроизводит не­ровности поверхности, по которой движутся передние колеса, в уменьшенном масштабе, причем величина не­ровностей, остающихся после прохода рабочего органа, тем меньше, чем длиннее база машины и короче рас­стояние между рабочим органом и задними колесами. В связи с этим машины этого типа обеспечивают значи­тельно большую точность планировки, чем машины с другим расположением рабочего органа, особенно при большой длине базы и применении систем автоматиче­ского управления.

 

Машины с задним расположением рабочего органа имеют те же особенности, что и с передним расположе­нием, однако неточность планировки будет в этом слу­чае большей, поскольку здесь базовая машина переме­щается впереди рабочего органа по неспланированной им поверхности.

К этому виду относятся машины, разрабатывающие и планирующие выемки типа траншей и каналов: цеп­ные и роторные траншейные экскаваторы, каналокопате­ли и др. Для достижения вы­сокой точности планировки, требующейся при планиров­ке дна и откосов каналов и траншей, производится предварительная планировка трассы движения этих ма­шин. На машинах этого типа широко применяются системы автоматического управления.

К машинам с боковым расположением рабочего ор­гана относятся шнековые планировщики откосов, цепные экскаваторы поперечного черпания, применяемые для планировки откосов, а также различные мелиоративные экскаваторы и каналоочистители.

К отдельной группе машин можно отнести профили­ровщики оснований полотна дорог, поверхностей кана­лов, у которых рабочее оборудование размещается на поперечной раме, опирающейся на рас­положенные по бокам от нее ходовые устройства.

Эти машины перемещаются по специально уложен­ным рельсам или по предварительно спланирован­ным грунтовым полосам.