Управление эксплуатацией и ремонтом

 

Структура управления эксплуатацией и ремонтом оборудования систем теплоснабжения для жилищно-коммунальных хозяйств не может быть единой — все зависит от местных условий: величины системы теплоснабжения, ее ведомственной принадлежности, характера потребителей теплоты.

Но основной задачей каждой системы теплоснабжения является — бесперебойное и качественное обеспечение теплотой ее потребителей. Обеспечение надежной и экономичной работы систем теплоснабжения возможно только при четко налаженной структуре управления работы этой системы. На рис. приведена примерная схема структуры управления по эксплуатации и ремонту оборудования системы теплоснабжения. Так, по указанной структуре видно, что диспетчерская служба имеет две ступени: одна при управлении жилищно-коммунального хозяйства, а вторая ступень в каждом ДЭЗ этого хозяйства. Такая структура применима для крупных жилищно-коммунальных хозяйств, где в каждом ДЭЗе по несколько сот жилых зданий с центральным отоплением и тепловыми сетями. В мелких же жилищно-коммунальных хозяйствах имеется, как правило, одна ступень диспетчерской службы.

Рис. Примерная схема структуры управления эксплуатацией
и ремонтом оборудования системы теплоснабжения в жилищно-коммунальном хозяйстве

Для обеспечения согласованной работы всех звеньев структуры управления необходима хорошо отлаженная работа диспетчерской службы. Значительную долю в организации ликвидации неисправностей и аварий должна взять на себя диспетчерская служба. Она должна быть хорошо информированной о состоянии системы теплоснабжения, параметрах теплоносителя, состоянии погоды, ходе ликвидации неисправностей и аварий. Диспетчеры ДЭЗ постоянно информируют
диспетчера управления жилищно-коммунального хозяйства о положении дел в их тепловых хозяйствах.
Диспетчер управления жилищно-коммунального хозяйства по указанию главного инженера или главного энергетика отдает распоряжения противоаварийной службе о направлении к месту работ землеройной техники, передвижных насосных установок для откачки воды, автомашин с передвижными мехмастерскими, трубоукладчиков, грузоподъемных кранов, передвижных электростанций, разборных металлических лесов и пр. О своих действиях он информирует диспетчеров домоуправлений, которые в свою очередь информируют диспетчера жилищно-коммунального хозяйства о прибытии техники к месту работ.

Главный механик жилищно-коммунального хозяйства поддерживает в исправном состоянии технику и приспособления противоаварийной службы и осуществляет контроль за работой мехмастерских по ремонту сантехнического оборудования системы теплоснабжения. Главный энергетик является ответственным лицом за надежную и экономичную работу системы теплоснабжения. Мастера по теплоснабжению с ремонтно-эксплуатационным персоналом осуществляют наблюдение за состоянием системы теплоснабжения и принимают меры к устранению неисправностей, обнаружению и ликвидации аварий. О состоянии системы теплоснабжения и ход ликвидации неисправностей и аварий мастер по теплоснабжению по установленному порядку информирует о своих действиях диспетчера.

Таким образом, в структуре управления системой теплоснабжения должны быть две неразрывные и взаимосвязывающие цепи. Прямая цепь — цепь подчиненности: главный инженер жилищно-коммунального хозяйства — главный энергетик жилищно-коммунального хозяйства — диспетчер жилищно-коммунального хозяйства — главный инженер домоуправления — диспетчер домоуправления — мастер по теплоснабжению. Обратная цепь — цепь информации: мастер по теплоснабжению — диспетчер домоуправления — главный инженер домоуправления — диспетчер жилищно-коммунального хозяйства — главный энергетик жилищно-коммунального хозяйства — главный инженер жилищно-коммунального хозяйства. Цепь подчиненности и цепь информации должны быть четко отлажены.
Никакая, даже хорошо продуманная структура управления не может быть хорошо управляемой без должной постановки дела передачи информации и беспрекословного выполнения распоряжений старшего начальника подчиненными в данной структуре.

Отлаженная система передачи информации ускоряет выполнение работ по обнаружению и ликвидации неисправностей и аварий, сокращает перерывы в теплоснабжении потребителей теплоты. Скорость ликвидации неисправностей и аварий зависит: от скорости поступления информации с места аварийной ситуации, принятия решения, оперативности передачи этого решения, умения, оперативности и дисциплинированности руководителя по ликвидации неисправностей и аварий, дисциплинированности и умения, уровня квалификации ремонтно-эксплуатационного персонала. Для оперативной и своевременной передачи информации и принятых управленческих решений жилищно-коммунальное хозяйство должно иметь надежную телефонную и селекторную связь.

Разрабатывая структуру управления жилищно-коммунального хозяйства, необходимо в разделе «Управление системой теплоснабжения» четко указать, в каких случаях, когда, в каком объеме, кто и кому передает информацию и распоряжения. Далее должно быть четко указано: кто, за что, в какой мере несет персональную ответственность за бесперебойную работу системы теплоснабжения, кто и в какой мере принимает персональное участие в ликвидации неисправностей и аварий на объектах теплоснабжения. Чтобы совершенствовалась структура управления, после каждого факта аварии следует анализировать как же структура управления справилась с организацией и ликвидацией аварийной ситуации. Просчеты, медлительность, проявление недисциплинированности и бесконтрольности со стороны ответственных лиц управления за работой системы теплоснабжения недопустимы. Неудовлетворительная работа руководителей, ответственных за обеспечение теплоснабжения городов, весьма дорого обходится для государства.