Прочие временные нагрузки и воздействия

При расчете железобетонных мостов, кроме временных подвижных нагрузок, необходимо учитывать также ветровую нагрузку, изменение температуры, воздействие трения в подвижных опорных частях строительные и сейсмические нагрузки.

 

При расчете опор мостов дополнительно рассматривают ледо­вые нагрузки, воздействия морозного пучения грунта и нагрузки от навала судов.

Нормативную горизонтальную поперечную вет­ровую нагрузку определяют путем умножения расчетной ветро­вой поверхности элементов моста и поезда, находящегося на мосту, на нормативную интенсивность ветровой нагрузки q. Величину qподсчитывают по нормам в зависимости от района строительства моста, аэродинамического сопротивления и высоты расположения элементов пролетного строения, опор и поезда над меженью или низшей точкой поверхности земли. Однако при проектирова­нии индивидуальных конструкций мостов величину q прини­мают не менее 125 кгс/м3, а для типовых конструкций не ме­нее 180кгс/м3.

Поперечную ветровую нагрузку учитывают в расчетах опор, при определении дополнительных усилий в элементах моста со сред­ними и большими пролетами, а также при проверке устойчивости пролетных строений на опрокидывание. В последнем случае должна быть учтена вертикальная составляющая поперечной ветровой на­грузки (подъемная сила). При расчете опор учитывают также го­ризонтальную продольную ветровую нагрузку, действующую на пролетное строение, в размере 20% от полной поперечной ветровой нагрузки для конструкций со сплошными стенками и 60% для сквоз­ных пролетных строений. Для ветровой нагрузки коэффициент пе­регрузки 1,5.

Воздействия колебаний температуры учитывают при подсчете осевых и изгибных деформаций и при определении усилий в элементах внешне статически неопределимых конструкции. Нормативные значения средних температур в сечениях элементов определяют по максимальной и минимальной температу­рам воздуха с учетом климатической зоны, теплофизических свойств материалов, массивности и конфигурации этих элементов.

Для средних температур железобетонных элементов следует учитывать меньшие абсолютные значения температур, чем для окру­жающего воздуха.

Солнечная радиация приво­дит к увеличению положительных температур освещаемых солнцем железобетонных конструкций при b < 0,2 м на 10°С, а для плиты проезжей части автодорожных мостов при асфальтобетонном по­крытии на 5° С.

Усилия в статически неопределимых конструкциях определяют по разнице между нормативными значениями максимальных и ми­нимальных температур (без учета солнечной радиации) и темпера­турой замыкания, которую в предварительных расчетах можно принимать равной + 12° С. Нормативную величину коэффициента линейного расширении для бетона, стали и железобетона принима­ют равной 0,00001. Для воздействия колебаний температуры коэф­фициент перегрузки 1,15.

Воздействие трения в подвижных опорных ча­стях принимают в виде горизонтальной продольной реактивной силы и учитывают в расчетах опор, опорных частей, а также в уточ­ненных расчетах статически определимых систем. Величина этой силы зависит от вертикальной составляющей опорной реакции и от конструкции опорной части. При этом следует учитывать возмож­ные колебания величин коэффициентов трения.

Строительные нагрузки вызываются действием собст­венного веса элементов конструкции, веса кранов, подмостей, обо­рудования и людей, а также одностороннего распора или искусст­венного регулирования напряжений. Эти нагрузки учитывают в расчетах мостовых конструкций при изготовлении, хранении транс­портировании н монтаже.

Коэффициенты перегрузки для строительных нагрузок прини­маются такими же, как и для постоянных нагрузок, однако для веса складируемых строительных материалов и для усилий от дом­кратов принимают 1,3. Собственный вес элементов, подвешенных к крану, в соответствии с нормами учитывают с динамическим коэффициентом равным 1.2 или 0.85, а при весе элемента более 20 тс — 1.1 или 0,95. Однако с учетом реальных условий строитель­ства значения динамических коэффициентов необходимо увеличить, особенно в случаях устройства больших свободных консолей. При подъеме н монтаже сборных блоков динамический коэффициент следует принимать равным 1,5, а при транспортировании — 1,8, как это предлагается делать, например, при проектировании конструк­ций общего назначения.

Сейсмические нагрузки представляют собой инерцион­ные силы, действующие на массы элементов конструкции, а также на массу временной подвижной железнодорожной или автомобиль­ной нагрузки, находящейся на мосту. В общем случае расчет соору­жений на действие сейсмических сил предусматривают для районов строительства с сейсмичностью не менее 6 баллов.

Сейсмичность района может быть найдена по картам сейсмического районирования, приведенным в СНиП П-А.12-69. В зависимости от сейсмичности района и инженерно-геологических условий сооружения фундаментов опор нормами устанавливают сейсмичность строительной площадки, по которой определяют расчетную сейсмичность моста, учитывая при этом ха­рактер и значимость сооружения, степень его капитальности, предполагаемый срок службы, опасность последствий разрушения и т.д.