Сочетания нагрузок

Коэффициенты сочетаний n позволяют учитывать ма­лую вероятность совпадения различных ранее перечисленных временных нагрузок и воздействий с максимальными возможными значениями. Установление величин n основывается на методах теории вероятности и математической статистики.

 

В нормах СН 200-62 все действующие на мосты нагрузки делились на основные, дополнительные и особые. В процессе совершенствования этих норм наметилось стремление различать лишь основные и дополнительные нагрузки. Под основной нагрузкой понимают постоянную, а также любую временную нагрузку, отвечающую прямому назначению рассматриваемого элемента или являющуюся наиболее неблагоприятной для данного расчета. Если основной является временная подвижная вертикальная нагрузка, то при этом учитывают и горизонтальную поперечную нагрузку от центробежной силы или ударов колес подвижного состава. К дополнительным нагрузкам можно отнести независимые от основных прочие временные нагрузки и воздействия (ветровая нагрузка, изменение температуры, воздействие трения в подвижных опорных частях, строительные и сейсмические нагрузки).         

При учете только основных нагрузок принимают коэффициент сочетаний n=1. Ряд нагрузок не может действовать на сооружение совместно. В таком случае к одной из них вводят коэффициент -1, а к другой 0. Например, нереально сочетание временной подвижной нагрузки нормальной эксплуатации со строительными нагрузками, противоречит физическому смыслу совместное дейст­вие горизонтальных поперечных ударов колес подвижного состава с нагрузкой от центробежной силы, с продольной силой от тормо­жения или с ветровой нагрузкой. Сейсмические нагрузки не учитывают ни с какими другими временными нагрузками, кроме подвиж­ной вертикальной нагрузки.

В ряде расчетов предусматривается ограниченное количество действующих нагрузок. Например, расчет на выносливость производится только на постоянную и временную подвижную вертикальную нагрузки, а для мостов на кривых и на действие центробежных сил. В расчетах на совместное воздействие силовых факторов и неблагоприятных влияний внешней среды дополнительно учитывают продольную нагрузку от торможения или силы тяги, а также воздействие изменений температуры.

В расчетах по предельным состояниям второй группы к перечисленным выше нагрузкам добавляют строительные нагрузки (для расчетов на жесткость без учета продольных сил от торможения).

В расчетах при совместном учете основных и дополнительных нагрузок к первым из них вводят коэффициент сочетаний 0,8, а ко вторым нагрузкам 0,7. Однако если основной нагрузкой является горизонтальная продольная сила от торможения или силы тяги, то к подвижной вертикальной нагрузке вводят такой же коэффициент 0,8.