Расчетные схемы сечений элементов

Сечения, нормальные к продольной оси элемента, рассчитыва­ют по первой группе предельных состояний на прочность с учетом действия расчетных нагрузок, получаемых путем умножения их нормативных значений на коэффициенты перегрузки и на динамиче­ский коэффициент.

 

При составлении расчетных эпюр напряжений в рассматривае­мых сечениях за основу принимают теорию предельного равнове­сия. По этой теории расчетную несущую способность, например, неизгибаемого элемента из обычного железобетона определяют в предположении одновременного полного исчерпания прочности рас­тянутой (и сжатой) арматуры и бетона сжатой зоны. Сопротивле­ние бетона в растянутой зоне в этих расчетах, как правило, не учитывают.

Из теории железобетона известно, что непосредственно перед разрушением элемента очертание эпюры напряжений в бетоне за счет пластических деформаций будет близким к кубической парабо­ле. Для упрощения расчетов за основу принимают прямоугольную эпюру. Такая замена вызывает погрешность не более 2%.

Прочность нормальных сечений предварительно напряженных элементов и элементов из обычного железобетона определяется с одинаковых позиций. Особенность расчета первых связана лишь с что напрягаемая арматура, расположенная в сжатой зоне, не может быть полностью использована на сжатие.

Напряжения в бетоне сжатой зоны элементов из предваритель­но напряженного железобетона к моменту загружения внешней нагрузкой, как правило, отличаются от нуля. Понятно, что предварительное обжатие сжатой зоны снижает несущую способность эле­мента.

Указанная особенность не меняет характера эпюр напряжений в сечениях элементов. В таком случае достаточно иметь более общие расчетные формулы для предварительно напряженных элементов. В формулах для конструкций из обычного железобетона величины, относящиеся к напрягаемой арматуре, не учитываются.

Основные несущие предварительно напряженные элементы мос­товых конструкций имеют, как правило, слабое насыщение нена­прягаемой арматурой. Это позволяет в практических расчетах оп­ределять моменты в сечении относительно центра тяжести арма­туры для конструкций из обычного железобетона или арматуры для конструкции из предварительно напря­женного железобетона, как это принято в указаниях по проектиро­ванию мостов СМ 365-67.