Специализированные планировочные машины и обо­рудование

 

Длиннобазовые планировщики предназна­чены для окончательной точной планировки грунтовых поверхностей, предварительно спланированных авто­грейдерами, бульдозерами или другими машинами. Основными областями их применения являются дорож­но-аэродромно-строительные работы: планировка по­лос-оснований для укладки рельс-форм при строитель­стве цементобетонных дорожных покрытий и аэродром­ных полос с помощью специального комплекта машин на рельсовом или гусеничном ходу.

Рабочий процесс длиннобазовых планировщиков состоит в том, что при движении их по поверхности с чередующимися неровностями (длина которых может достигать 20 м, а отклонения от проектной плоскос­ти -0,2 м) грунт на выступающих участках срезается специальным рабочим органом - бездонным ковшом, накапливаясь в нем, а затем распределяется и разрав­нивается на участках, расположенных ниже проектной плоскости. Благодаря большой базе (12-15 м) и ма­лому расстоянию между ковшом и задней ходовой тележкой ковш при движении машины по неровной по­верхности совершает вертикальные перемещения, во много раз меньшие по сравнению с перемещениями передних колес, идущих по неспланированной поверх­ности, сглаживая тем самым неровности почвы.

На рис. 27 показана общая схема устройства пла­нировщика ДЗ-601. Ковш, состоящий из задней и двух боковых стенок, крепится с помощью продольных шар­ниров к основной раме, опирающейся на переднюю и заднюю ходовые тележки с помощью гидроцилинд­ров. На основной раме впереди ковша установлен с помощью оси и гидроцилиндров рыхлитель. Система автоматического регулирования корректирует с по­мощью гидроцилиндров задней опоры глубину копа­ния ковша в зависимости от изменения угла наклона основной рамы в процессе движения машины. На пуль­те управления в кабине машины имеется указатель глубины копания, по показаниям которого машинист может регулировать положение ковша, включая гидро­цилиндры вручную.